Протопресвитер Эммануил К. Схиниотакис, игумен Венедикт

ГРЕЦИЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ
336 стр., 2006 г.


Петербургское издательство Александра Зимина выпускает третье издание книги "Греция. Путешествие по святым местам".
Как видно из названия, книга представляет особые достопримечательности нашей страны — православные памятники. Авторам книги, ученым священникам, хорошо известны история и значение этих памятников как каждого в отдельности, так и в качестве части церковной традиции и истории, связывающей Грецию и Россию на почве православного христианства.
Такие издания имеют особое значение, так как показывают русскому и любому другому иностранному путешественнику иной аспект представления о нашей стране.
Книга отличается исключительным эстетическим качеством издания, а также целостностью, которая делает ее гораздо более значительной, чем обычный путеводитель.
Как представитель Греции в Санкт-Петербурге, я приветствую это издание, благодарю издателя за его инициативу, а также авторов за всестороннее представление религиозных памятников нашей страны. Я уверен, что каждый российский путешественник сможет с помощью этой книги познакомиться лучше с шедеврами архитектурных, художественных памятников и в целом с религиозным миром и духовным наследием, связывающим два народа.

Димитриос Летсиос,
Генеральный Консул Греции в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург, 2006г.



ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

Перед читателями — третье издание книги "Греция. Путешествие по святым местам". Как правило, очередное издание какой-либо книги (если это не классика) предваряется кратким замечанием: "Исправленное и дополненное". Не затрагивая "канонический" текст книги, хотелось бы в предисловии к третьему изданию дополнить ее хотя бы краткими сведениями об истории русско-греческих связей.
Начнем с Афона. "Гора Афон, гора святая…"
Важное значение Афона в истории духовной жизни Русской Православной Церкви неоспоримо. Святая гора издревле и по сей день славится строгим аскетизмом своих насельников, которые ведут здесь жизнь, полную трудов и молитв. Афонская гора дала православному миру многих известных богословов и иерархов.
Первые связи русских христиан со святогорскими обителями начались с их паломничества на Афон, куда их устремляло желание утолить жажду благочестия, взращенную проповедью слова Божия. Увлекаемый этим желанием, на Афон отправился житель Любича по имени Антипа. Там он принял имя Антония и, окрепнув в иноческом подвиге, вернулся на Русь. После долгих поисков преподобный Антоний нашел под Киевом место, напоминающее Афон и основал Киево-Печерский монастырь.
Игумен Киево-Печерской обители Досифей принес с Афона чин о пении псалмов и описание правил Святой горы. На Афоне три года подвизался преподобный Арсений, постриженик Лисицкой обители, основатель скита на Коневском острове Ладожского озера. Насельники Коневской обители жили по афонскому общежительному уставу.
Галичские князья Даниил и Василько пригласили с Афона иноков Иоасафа и Василия, которые впоследствии занимали святительские кафедры на Руси.
Из русских монахов, внесших свой вклад в развитие афоно-русских связей, можно отметить тверского игумена Савву, основавшего Вишерский монастырь.
В Лавре св. Афанасия Афонского жил и работал монах Авраамий Русин, трудившийся над перепиской нескольких житий святых, привезенных им впоследствии в Саввино-Сретенский монастырь.
Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, являющейся ныне духовным центром Русской Православной Церкви, принадлежит особая роль в истории афоно-русских связей. Именно Троице-Сергиев монастырь, основанный преп. Сергием Радонежским, стал на Руси центром исихазма (учения, которое проникло на Русь при митрополите Феогносте, обрусевшем греке), центром безмолвия, созерцания и новых мистических настроений.
Из этого монастыря вышел главный представитель нового религиозного направления - преп. Епифаний Премудрый. Духовник Троице-Сергиева монастыря, преп. Епифаний побывал на Афоне во второй половине XIV века, а по его возвращении в Троице-Сергиевой обители началась активная деятельность переписчиков, пополнявших монастырскую библиотеку творениями святых отцов Церкви.
В Троице-Сергиевом монастыре трудился знаменитый ученый-книжник Пахомий Серб, прибывший на Русь с Афона. Его литературные труды и путешествия связали воедино древние центры церковной книжности - Новгород, Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский монастыри.
С Афоном связано имя преп. Нила Сорского. Он жил сначала в Кирилло-Белозерском монастыре, потом предпринял путешествие по Востоку вместе со своим учеником Иннокентием, долгое время жил на Афоне. В это время он познакомился с творениями представителей исихазма: преподобных Исихия Иерусалимского, Исаака Сирина, Варсонофия, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина, Григоря, Нила и Филофея Синайских и других отцов.
В княжение московского князя св. благоверного Димитрия Донского в Москву прибыл святогорский инок Дионисий. Получив от великого князя Кубенский Спасокаменский монастырь, он строгой жизнью привлек к себе множество иноков, ввел в своей обители устав Святой горы, украсил церковь иконами и библиотеку - книгами. Затем Дионисий был возведен на Ростовскую кафедру, которую занимал около 7 лет.
Митрополит Киприан, болгарин или серб по происхождению, около 10 лет провел в Константинополе и на Афоне. Позже он занял московскую митрополичью кафедру и 16 лет стоял во главе Русской Православной Церкви.
Исключительная ценность афонских рукописей давно была отмечена европейскими специалистами и, в частности, русскими исследователями. Ученые-паломники, прибывавшие на Афон из России, посещали библиотеки святогорских монастырей и по мере возможности составляли описания увиденных ими древних манускриптов. Благодаря их трудам перед современными исследователями уже достаточно полно раскрыты сокровища славянской и византийской письменности.
Однако русско-греческие связи не ограничивались одним Афоном. Россия помогала православным грекам освободиться от турецкого ига. После Кючук-Кайнарджийского мира, заключенного Россией и Турцией в 1774 году, греческим судам было дано право ходить под русским флагом, а российскому флоту - беспрепятственно проходить через Босфор.
После освобождения Греции от турецкого ига в Афинах началось возведение нового кафедрального собора (Большой Митрополии). В 1843 году Россия выделила 100 тысяч рублей на восстановление в Греции разрушенных церквей и иные вспомоществования по церковной части. Половина этой суммы была покрыта за счет контрибуции, полученной Россией от Турции.
Распорядителем этих средств было русское посольство в Афинах. Значительные средства были израсходованы на заказы греческим мастерам, изготовлявшим церковную утварь, писавшим иконы, а главное - на возобновление и ремонт 10 греческих церквей и на строительство 4-х новых храмов.
В афинском районе Монастираки сохранилась небольшая церковка Сотира ту Алику (в русских документах Х1Х-го века она называется церковью Преображения Господня) восстановленная на русские средства. Инициатор реставрации, грек Г. А. Катакази сообщал в Петербург, что он хочет "дать греческому правительству первый пример восстановления церквей".
Таковы лишь некоторые эпизоды из истории русско-греческих церковных связей. Во второй половине ХХ-го в., после начала "оттепели", эти связи стали постепенно возобновляться. В афонском Свято-Пантелеимоновском монастыре появились насельники, прибывшие сюда из России. На богословских факультетах Афинского и Фессалоникского университетов приступили к обучению посланцы Московской Патриархии. Одним из них был иеромонах (впоследствии игумен) Венедикт (Кантерс), выпускник Ленинградской Духовной Академии.
Отцу Венедикту довелось с лихвой хлебнуть трудностей советской системы, и расплатой стали годы его жизни. Он ушел из жизни в 47-летнем возрасте, в расцвете творческих сил. Но, несмотря на приближавшуюся кончину, о. Венедикт, не покладая рук, работал над книгой о Греции, очередное переиздание которой читатель держит в руках. Пусть она будет еще одним венком на его могилу…

Архимандрит Августин (Никитин),
доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии,
действительный член Русского географического общества
Санкт-Петербург, 2006



[Избранные фотографии книги]




[новости] [об издательстве] [портфолио] [карта сайта] [контакты]

   

Наши координаты:
191036, Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, 5
тел./факс: (812) 710 34 21
mail@zimin.spb.ru

портфолио

наши заказчики