МЕТАМОРФОЗЫ



Главным героем "Метаморфоз" Александра Китаева выступает обнаженное женское тело, снятое в контражуре из-за прозрачной ширмы - белого экрана, создающего эффект светоносной проекции изображения. Свет и тень, белое и черное сами собой творят видимое изображение на экране, превращая тело в изысканный графический знак, арабеску или иероглиф, нанесенный, кажется, тушью легким касанием кисти по мокрой бумаге уверенной рукой каллигафа-виртуоза.

О чем эти "Метаморфозы"? О неуловимости и эфемерности самой природы эротического обаяния? Об обманчивой природе запечатленного фотообраза, который суть - всего лишь смутное обозначение присутствия, напоминание о стремительно исчезающей реальности? О креативной и даже агрессивной природе света, выступающего здесь в качестве мистификатора-иллюзиониста? Или, скорее, о самой природе "незаинтересованного эстетического наслаждения", высокой и рафинированной степени отвлеченности от всего материального, сырого, грубо-зримого.

Традиционный жанр "ню", в котором выполнена серия фотографий Китаева, получает здесь новое легкое и невесомое дыхание. При том, что эти ню разыгрывают испытанный и, ставший уже нарицательным, прием в русском эротическом искусстве "занавешанных картинок" - а именно прикрытия, припрятывания нагого тела от любопытствующего подглядывающего взгляда. Глаз додумывает, фантазирует, воображает, обманываясь двойственной и неоднозначной природой изображения - не явь и не фантом, полнота и завершенность образа с одной стороны и вычитание, истончение, исчезновение плоти с другой. В самих снимках есть место и избирательности и случайности - тех же свойств, которыми наделена и человеческая память, сглаживающая, стирающая границы событий и образов мягким живописным сфумато и, в то же время, сохраняющая детали, остро, отчетливо и выпукло выступающие на общем смазанном фоне. Очевидно, что одним из таких мощных раздражителей самого механизма припоминания является эротическое начало, природа которого в ускользании, приоткровенности, эфемерности и мимолетности присутствия, неосуществимости желания.

Все это есть в метаморфозах, в этих волшебных образах несуществующих, кажется, никогда в той реальности запечатленной фотографом, а просто возникших по воле прихотливой и неверной игре света и тени, памяти и воображения.

Глеб Ершов



[новости] [об издательстве] [портфолио] [карта сайта] [контакты]

   

Наши координаты:
191036, Санкт-Петербург, ул. 9-я Советская, 5
тел./факс: (812) 710 34 21
mail@zimin.spb.ru

портфолио

наши заказчики